Новый Университет

Гейдар Джемаль, Михаил Хазин
«Постэкономика постмодерна»

{ пресс-отзывы }

«НУ: шок, экспромт, постэкономика»

«Постэкономикой постмодерна» завершился весенний семестр Нового университета. На последней в этом учебном году лекции, как и ожидалось, присутствовал «эксперт правительства РФ» Михаил Хазин, а так же анонсированные «незаявленные гости», в лице Гейдара Джемаля, что стало большим сюрпризом для собравшихся слушателей; не меньшем сюрпризом оказалось, что вполне естественно в этом случае, не появление заявленных… Как всегда – лёгкий шок, как всегда – экспромт, аншлаг и приятное удивление – всё, что давно стало отличительными чертами Нового университета. Но сначала собравшимся было объявлено о том, что тема «Постэкономики» оказалась гораздо шире, а следовательно, гораздо менее изученой, чем казалось на первый взгляд. По этой причине высказаться на эту тему возможность будет представлена всем основным преподавателям в сопровождении экспертов. Ведь при всём пафосе Экономического – претендующего стать сутью всех вещей в современном мире, вытеснив Политическое с главной арены сегодняшней реальности – и тут не всё так уж благополучно. От самой экономики не так уж много и осталось: есть «чисто конкретный» бизнес, есть всё более виртуализирующаяся мировая финансовая система – всё это и составляет суть «постэкономики», провести сеанс которой, с последующим разоблачением, и было предложено «конкретному практику» Михаилу Хазину. Так же слушателям было объявлено, что ввиду серьёзности темы им придётся присылать записки и задавать вопросы, т.е. «не только слушать, но и думать».

Однако, для того, чтобы лучше понять то, во что превратилась экономика в эпоху постмодерна, совершенно необходимо понимать, чем была экономика в премодерне, в мире традиции и сакральности, с чего всё началось. Вот с этой задачей организаторы лекции и обратились к Гейдару Джемалю, причём, совершенно неожиданно для него самого, т.к. о своей задаче он, как и положено, не был оповещён заранее. «Я хотел бы сделать сообщение, в котором изложил бы очень кратко, говоря дугинским языком – «парадигмально», – свой собственный взгляд на то, что такое экономика. Но и, естественно, в увязке с темой «Постэкономика постмодерна». Чтобы начало было все-таки связано, тем не менее, с классическим традиционализмом, я бы хотел начать с очень известной притчи, которая восходит к путешествию апостола Фомы в Индию, и прямо касается некоторых экономических проблем» – сказал Гейдар Джахидович, и перешёл к притче. В последующие полчаса Джемаль полностью развенчал общепринятые представления об экономике, как о некой «обобщённой системе обмена веществ между человеком, как физическим и биологическим существом, и внешней средой», завершив выступление утверждением о том, что «пределы отчуждения в современном человечестве уже достигнуты». А это, в свою очередь, «ставит очень серьёзные проблемы, относительно будущего человеческого материала, который в подавляющем большинстве просто идёт на свалку».

Последовавшее за довольно кратким сообщением Джемаля выступление Михаила Хазина по накалу и динамике отличалось от предыдущего примерно так же, как современный мир отличается от традиционного – иные скорости, иная плотность, иные понятия. Явно находившийся «в ударе» Михаил Хазин проявил чудеса ораторского искусства, что только прибавило убедительности его выступлению; он активно жестикулировал, подпрыгивал, ходил вокруг микрофона, приплясывал, понижал и повышал голос, играл интонациями, что очень понравилось слушателям. «Я не философ, и по этой причине, когда я слушал здесь лекцию Дугина, то я, прежде всего, преломлял её, как бы, на нормальное, на обычное человеческое понимание. Потому что слова «модерн», «постмодерн» с точки зрения нормального человека, непонятны» - заявил для начала Хазин, и все напряжённо сосредоточились… «Вместе с тем, тот знаменитый американский кризис, о котором так долго говорили большевики, он же появился не просто так, под ним же есть какие-то базы, очень серьёзные. И изучение этих баз, на самом деле, показывает очень странные вещи» - продолжил эксперт правительства РФ (как он сам уточнил – бывший эксперт), и все прониклись симпатией, поняв, что Америке здесь тоже достанется. Всё оставшееся время бывший эксперт выдавал именно то, чего от него ждали организаторы. Закончилась же лекция тогда, когда отвечающий на вопросы Хазин полностью истощился – морально и физически – и попросил слушателей о пощаде.

Rambler's Top100